Ввиду важности решения задачи по сравнению системы нормирования качества питьевой воды в РФ с различными зарубежными системами нормирования по составу контролируемых показателей в зависимости от факторов, влияющих на деятельность предприятий водоснабжения, в настоящее время проводится работа по индикативному исследованию состояния предприятий водоснабжения и водоотведения РФ.
Полученные в ходе обследования индикаторы, характеризуют уровень обеспеченности услугами водоснабжения и водоотведения, технического и финансового состояния предприятий водоснабжения, экономические и экологические аспекты эффективного водопользования.
Для проекта были отобраны следующие группы индикаторов:
- технические и технологические индикаторы
- экономические индикаторы
- индикаторы качества предоставляемых услуг
- индикаторы, характеризующие обеспеченность пользователей услугами предприятий
- индикаторы, характеризующие экологические аспекты деятельности предприятий
(Таблица сравнения количества контролируемых показателей качества питьевой воды в разных странах. Иллюстрация разнообразия подходов к установлению состава нормируемых и контролируемых показателей.)
Показатели | Проект ТР РФ | Руководство ВОЗ | Деректива ЕС | Финляндия | Швеция | Франция | Австралия | Япония | Бразилия | Китай |
Биологические | 7 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 3 | 3 | 6 |
Обобщенные физико-химические, органолептические | 9 | 4 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 9 | 5 | 6 |
Неорганические загрязнения | 33 | 29 | 23 | 22 | 25 | 23 | 24 | 26 | 23 | 32 |
Органические загрязнения | 25 | 65 | 7 | 19 | 11 | 11 | 86 | 18 | 34 | 40 |
Галогенсодержащие соединения (побочные продукты дезинфекции) | 12 | 10 | 3 | 3 | 3 | 2 | 9 | 9 | 8 | 10 |
Радиологические | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 88 | 113 | 48 | 59 | 54 | 51 | 129 | 67 | 75 | 96 |
В сравнении с законодательством о техническом регулировании в России рекомендуется устанавливать российскую систему нормирования не ниже по требованию к качеству питьевой воды европейских стандартов.
Термин "предельно допустимые концентрации" определяется, как доза вредного вещества, которую можно без последствий принимать с водой каждые сутки на протяжении всей жизни. При этом учитывается, что человек выпивает в среднем 2 - 2,5 литра воды в день, а вредные вещества поступают в организм не только с водой. Таким образом можно дать более точное определение питьевой воды высокого качества:
- вода с соответствующими органолептическими показателями - прозрачная, без запаха, с приятным вкусом
- вода с рН= 7 - 7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л
- вода, в которой суммарное количество полезных минералов - не более 1 г/л
- вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют
- вода, в которой нет болезнетворных бактерий и вирусов
Нормативы на питьевую воду стран ЕС (Западной Европы) и США, Рекомендации ВОС и отечественные стандарты сведены в таблицу и представлены на слайдах. Представлены ПДК для легких и тяжелых металлов, неорганических и органических соединений.
(Таблица стандартов качества питьевой воды)
Параметр | ПДК, милиграмм на литр (мг/л) | |||
ЕС | США | ВОЗ | Россия | |
рН (в ед. рН) | 6,5-9,5 | 6,5-8,5 | - | 6,0-9,0 |
Акриламид | 0,0001 | 0,5 | 0,5 | 0,01 |
Полиакриламид | - | - | - | 2 |
Алюминий | 0,2 | 0,05 (0,2) | 0,1 | 0,5 |
Барий | - | 2 | 0,7 | 0,1 |
Бенз(а)пирен | 0,00001 | 0,0002 | 0,0007 | 0,000005 |
Бензол | 0,001 | 0,005 | 0,01 | 0,01 |
Бериллий | - | 0,004 | - | 0,0002 |
Бор | 1 | - | 0,5 | 0,5 |
Бромат | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01* |
Винилхлорид | 0,0005 | 0,002 | 0,0003 | 0,05 |
Дихлорэтан | 0,003 | 0,005 | 0,03 | 0,003* |
Железо | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 (1) |
Кадмий | 0,005 | 0,005 | 0,003 | 0,001 |
Калий | - | - | - | - |
Кальций | - | - | - | - |
Кремний | - | - | - | 10 |
Магний | - | - | - | 50** |
Марганец | 0,05 | 0,05 | 0,1 | 0,1 (0,5) |
Медь | 2 | 1 | 1 | 1 |
Молибден | - | - | 0,7 | 0,25 |
Мышьяк | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,05 |
Натрий | 200 | - | 200 | 200 |
Никель | 0,02 | - | 0,07 | 0,1 |
Нитраты | 50 | 10 (по N) | 50 | 45 |
Нитриты | 0,5 | 1 (по N) | 3 | 3 |
ПАВ | - | 0,5 | - | 0,5 |
Ртуть | 0,001 | 0,002 | 0,006 | 0,0005 |
Свинец | 0,01 | 0,015 | 0,01 | 0,03 |
Селен | 0,01 | 0,05 | 0,01 | 0,01 |
Серебро | - | 0,1 | - | 0,05 |
Стронций | - | - | - | 7 |
Сульфаты | 250 | 250 | 250 | 500 |
Сурьма | 0,005 | 0,006 | 0,02 | 0,05 |
Таллий | - | 0,002 | - | 0,0001 |
Тетра- и три-хлорэтилен | 0,01 (сумма концентраций) | 0,005 | 0,04 | 0,005* |
Фтор | 1,5 | 4 | 1,5 | 1,2-1,5 |
Хлориды | 250 | 250 | 200 | 350 |
Хлороформ | - | - | 0,3 | 0,2 |
Хром | 0,05 | 0,1 | 0,05 | 0,05 |
Цианид | 0,05 | 0,2 | 0,07 | 0,035 |
Цинк | - | 5 | 4 | 5 |
* Норматив установлен ГН 2.1.5.2280-70
** Норматив установлен ГН 2.5.1.1315-03
В дополнение к этому целесообразно сравнить ряд показателей ПДК, приведенных в российском и зарубежных стандартах. Например, алюминий ПДК для него одинаков для большинства зарубежных стран и составляет 0,2 и 0,5 мг/л по российским нормам. По таким показателям, как допустимое содержание железа, - 0,2-0,3 мг/л, меди - 0,1 мг/л, ртути 0,001-0,002 мг/л, свинца - 0,01-0,03 мг/л различия для большинства стран несущественны. Это означает, что для этих веществ выполняется близкое соответствие по ПДК, и допустимы различия не более чем в 2-3 раза. По бензпирену, бензолу, винилхлориду, дихлорэтану, мышьяку и нитритам - разница может составлять минимум 5-6 раз, а по некоторым - 10,20 и даже 100 раз.
Всемирная организация здравоохранения обобщает гиганский объем исследований по вредным веществам и дает рекомендации, которые научно обоснованы и достаточно объективны. Однако ответственность ВОЗ условная, она не имеет прямого отношения к санитарным службам стран мира. А санитарные службы несут юридическую ответственность перед своими гражданами и правительством. Поэтому эти нормативы являются рекомендательными, и различные страны с учетом своих дополнительных научных обоснований, вносят определенные коррективы в национальные системы соответствующих регламентируемых показателей и их нормативов.
Анализ систем нормирования качества питьевой воды в разных странах, таких как Германия, Франция, Япония, ЮАР, Бразилия, Китай, Финляндия, Швеция, Австралия, США, Канада, особенности которых обусловлены различием наработанных научных данных, природных и социально-экономических условий позволяет при реформировании и трансформации аналогичной системы в России учесть сочетание разных факторах в разных регионах, в целях определенной адаптации общих подходов к местным и региональным условиям.
(В этих целях будут приведены иллюстративные материалы по нормативам качества питьевой воды в различных странах в сопоставлении с данными проекта техрегламента (по данным НИИ ЭЧиГОС имени А.Н. Сысина РАМН).)
Данный анализ нормативов качества питьевой воды, открывает возможность определения диапазона приемлемости качественного состояния питьевой воды, посредством установления минимальных и максимальных значений по каждому показателю в целях оптимизации соответствующих показателей в том числе в российских условиях.
Корректное осуществление нормирования качества питьевой воды является одной из главных задач в сфере питьевого водоснабжения, от правильного решения которой зависит эффективность и устойчивость обеспечения населения безопасной питьевой водой.
Выявлены существенные отличия в принципах нормирования качества питьевой воды в России и других странах мира. Следует обратить внимание на то, что национальные стандарты учитывают не только уровень науки, в первую очередь гигиены и эпидемиологии, но и степень оснащения водообеспечивающих и контролирующих организаций соответствующим лабораторным оборудованием, а так же связанные со сферой ВКХ экономические, социально-политические,национальные и другие факторы.
Результаты исследований и дополнительный анализ соответствия нормативной базы техрегламента "О безопасности питьевой воды" основным критериям выбора высокоприоритетных показателей в качестве обязательных для контроля и декларирования, показали возможность и целесообразность определенной корректировки нормативных требований для части веществ.
- Во-первых, отмечено, что в проект технического регламента не включен ряд приоритетных показателей действующего в настоящее время нормативного документа по контролю качества воды СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.", что связано с недостаточно высоким их приоритетным значением. К таким показателям относятся фенольный индекс, ДДТ, полиакриламид, полифосфаты, активированная кремнекислота. При необходимости или по региональной потребности эти показатели отнесены к категории дополнительных и добровольных, имеющих важное, но региональное значение.
- Во-вторых, рекомендовано вывести из списка обязательных приоритетных веществ 14 показателей, нормативы которых могут быть отнесены к категории добровольных стандартов для контроля на региональном уровне. К ним относятся - бор, бром, литий, стронций, серебро, уран, крезолы, метилметакрилат, полихлорированные бифинилы, 2-хлорфенол, 1,3-дихлорпропен, 1,2-дибром-3-хлорпропан, фенолы.
- В-третьих, вывести из числа приоритетных показателей озон остаточный, заменив его на броматы обеззараживания.
- В-четвертых, смягчить нормативные требования по трем приоритетным показателям качества питьевой воды в системах централизованного водоснабжения - увеличить в два раза регламентирующую величину по тяжелым металлам - кадмию и ртути до 0,002 и 0,001 мг/л соответственно, - увеличить в 5 раз регламентирующую величину по ПАВ анионактивным - до уровня 0,5 мг/л. Нормативы указанных тяжелых металлов скорректированы на основании современных представлений об отсутствии токсического действия кадмия, при концентрациях в питьевой воде , не превышающих 0,002 мг/л, а ртути - 0,001 мг/л.
- И, наконец, в-пятых ужесточить нормативы по четырем приоритетным показателям:
- норматив по цианидам понизить с 0,07 до 0,05 мг/л
- норматив по аммиаку и аммонийному азоту понизить с 1,5 до 0,5 мг/л, оставив в скобках 1,5 как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
- основным нормативом по сульфатам ввести уровень 250 мг/л , оставив в скобках 500 мг/л как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
- по показателю мутности воды, определяемой на выходе из водопроводных станций, оставить единую величину 1,5 ЕМФ, убрав обозначенную в скобках величину временного отклонения до уровня 3,5 ЕМФ.
Основанием для указанных корректировок проекта техрегламента является почти полное отсутствие ряда показателей в проанализированных зарубежных нормативных базах по безопасности питьевой воды, а так же сведений о случаях нарушения водопользования населения, обусловленных присутствием в воде этих веществ. При необходимости, перечисленные вещества могут контролироваться на региональном уровне, в зависимости от конкретных санитарных ситуаций с учетом местных особенностей формирования качества воды водоисточников и используемых технологий водоподготовки.