более 20 лет на рынке
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Рекомендации по оптимизации нормативных требований к качеству питьевой воды

Рекомендации по оптимизации нормативных требований к качеству питьевой воды

Ввиду важности решения задачи по сравнению системы нормирования качества питьевой воды в РФ с различными зарубежными системами нормирования по составу контролируемых показателей в зависимости от факторов, влияющих на деятельность предприятий водоснабжения, в настоящее время проводится работа по индикативному исследованию состояния предприятий водоснабжения и водоотведения РФ.

Полученные в ходе обследования индикаторы, характеризуют уровень обеспеченности услугами водоснабжения и водоотведения, технического и финансового состояния предприятий водоснабжения, экономические и экологические аспекты эффективного водопользования.

Для проекта были отобраны следующие группы индикаторов:

  • технические и технологические индикаторы
  • экономические индикаторы
  • индикаторы качества предоставляемых услуг
  • индикаторы, характеризующие обеспеченность пользователей услугами предприятий
  • индикаторы, характеризующие экологические аспекты деятельности предприятий

(Таблица сравнения количества контролируемых показателей качества питьевой воды в разных странах. Иллюстрация разнообразия подходов к установлению состава нормируемых и контролируемых показателей.)

ПоказателиПроект ТР РФРуководство ВОЗДеректива ЕСФинляндияШвецияФранцияАвстралияЯпонияБразилияКитай
Биологические7355552336
Обобщенные физико-химические, органолептические9488776956
Неорганические загрязнения33292322252324262332
Органические загрязнения2565719111186183440
Галогенсодержащие соединения (побочные продукты дезинфекции)1210333299810
Радиологические2222332222
Итого8811348595451129677596

В сравнении с законодательством о техническом регулировании в России рекомендуется устанавливать российскую систему нормирования не ниже по требованию к качеству питьевой воды европейских стандартов.

Термин "предельно допустимые концентрации" определяется, как доза вредного вещества, которую можно без последствий принимать с водой каждые сутки на протяжении всей жизни. При этом учитывается, что человек выпивает в среднем 2 - 2,5 литра воды в день, а вредные вещества поступают в организм не только с водой. Таким образом можно дать более точное определение питьевой воды высокого качества:

  • вода с соответствующими органолептическими показателями - прозрачная, без запаха, с приятным вкусом
  • вода с рН= 7 - 7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л
  • вода, в которой суммарное количество полезных минералов - не более 1 г/л
  • вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют
  • вода, в которой нет болезнетворных бактерий и вирусов

Нормативы на питьевую воду стран ЕС (Западной Европы) и США, Рекомендации ВОС и отечественные стандарты сведены в таблицу и представлены на слайдах. Представлены ПДК для легких и тяжелых металлов, неорганических и органических соединений.

(Таблица стандартов качества питьевой воды)

ПараметрПДК, милиграмм на литр (мг/л)
ЕССШАВОЗРоссия
рН (в ед. рН)6,5-9,56,5-8,5-6,0-9,0
Акриламид0,00010,50,50,01
Полиакриламид---2
Алюминий0,20,05 (0,2)0,10,5
Барий-20,70,1
Бенз(а)пирен0,000010,00020,00070,000005
Бензол0,0010,0050,010,01
Бериллий-0,004-0,0002
Бор1-0,50,5
Бромат0,010,010,010,01*
Винилхлорид0,00050,0020,00030,05
Дихлорэтан0,0030,0050,030,003*
Железо0,20,30,30,3 (1)
Кадмий0,0050,0050,0030,001
Калий----
Кальций----
Кремний---10
Магний---50**
Марганец0,050,050,10,1 (0,5)
Медь2111
Молибден--0,70,25
Мышьяк0,010,010,010,05
Натрий200-200200
Никель0,02-0,070,1
Нитраты5010 (по N)5045
Нитриты0,51 (по N)33
ПАВ-0,5-0,5
Ртуть0,0010,0020,0060,0005
Свинец0,010,0150,010,03
Селен0,010,050,010,01
Серебро-0,1-0,05
Стронций---7
Сульфаты250250250500
Сурьма0,0050,0060,020,05
Таллий-0,002-0,0001
Тетра- и три-хлорэтилен0,01 (сумма концентраций)0,0050,040,005*
Фтор1,541,51,2-1,5
Хлориды250250200350
Хлороформ--0,30,2
Хром0,050,10,050,05
Цианид0,050,20,070,035
Цинк-545

* Норматив установлен ГН 2.1.5.2280-70

** Норматив установлен ГН 2.5.1.1315-03

В дополнение к этому целесообразно сравнить ряд показателей ПДК, приведенных в российском и зарубежных стандартах. Например, алюминий ПДК для него одинаков для большинства зарубежных стран и составляет 0,2 и 0,5 мг/л по российским нормам. По таким показателям, как допустимое содержание железа, - 0,2-0,3 мг/л, меди - 0,1 мг/л, ртути 0,001-0,002 мг/л, свинца - 0,01-0,03 мг/л различия для большинства стран несущественны. Это означает, что для этих веществ выполняется близкое соответствие по ПДК, и допустимы различия не более чем в 2-3 раза. По бензпирену, бензолу, винилхлориду, дихлорэтану, мышьяку и нитритам - разница может составлять минимум 5-6 раз, а по некоторым - 10,20 и даже 100 раз.

Всемирная организация здравоохранения обобщает гиганский объем исследований по вредным веществам и дает рекомендации, которые научно обоснованы и достаточно объективны. Однако ответственность ВОЗ условная, она не имеет прямого отношения к санитарным службам стран мира. А санитарные службы несут юридическую ответственность перед своими гражданами и правительством. Поэтому эти нормативы являются рекомендательными, и различные страны с учетом своих дополнительных научных обоснований, вносят определенные коррективы в национальные системы соответствующих регламентируемых показателей и их нормативов.

Анализ систем нормирования качества питьевой воды в разных странах, таких как Германия, Франция, Япония, ЮАР, Бразилия, Китай, Финляндия, Швеция, Австралия, США, Канада, особенности которых обусловлены различием наработанных научных данных, природных и социально-экономических условий позволяет при реформировании и трансформации аналогичной системы в России учесть сочетание разных факторах в разных регионах, в целях определенной адаптации общих подходов к местным и региональным условиям.

(В этих целях будут приведены иллюстративные материалы по нормативам качества питьевой воды в различных странах в сопоставлении с данными проекта техрегламента (по данным НИИ ЭЧиГОС имени А.Н. Сысина РАМН).)

Данный анализ нормативов качества питьевой воды, открывает возможность определения диапазона приемлемости качественного состояния питьевой воды, посредством установления минимальных и максимальных значений по каждому показателю в целях оптимизации соответствующих показателей в том числе в российских условиях.

Корректное осуществление нормирования качества питьевой воды является одной из главных задач в сфере питьевого водоснабжения, от правильного решения которой зависит эффективность и устойчивость обеспечения населения безопасной питьевой водой.

Выявлены существенные отличия в принципах нормирования качества питьевой воды в России и других странах мира. Следует обратить внимание на то, что национальные стандарты учитывают не только уровень науки, в первую очередь гигиены и эпидемиологии, но и степень оснащения водообеспечивающих и контролирующих организаций соответствующим лабораторным оборудованием, а так же связанные со сферой ВКХ экономические, социально-политические,национальные и другие факторы.

Результаты исследований и дополнительный анализ соответствия нормативной базы техрегламента "О безопасности питьевой воды" основным критериям выбора высокоприоритетных показателей в качестве обязательных для контроля и декларирования, показали возможность и целесообразность определенной корректировки нормативных требований для части веществ.

  • Во-первых, отмечено, что в проект технического регламента не включен ряд приоритетных показателей действующего в настоящее время нормативного документа по контролю качества воды СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.", что связано с недостаточно высоким их приоритетным значением. К таким показателям относятся фенольный индекс, ДДТ, полиакриламид, полифосфаты, активированная кремнекислота. При необходимости или по региональной потребности эти показатели отнесены к категории дополнительных и добровольных, имеющих важное, но региональное значение.
  • Во-вторых, рекомендовано вывести из списка обязательных приоритетных веществ 14 показателей, нормативы которых могут быть отнесены к категории добровольных стандартов для контроля на региональном уровне. К ним относятся - бор, бром, литий, стронций, серебро, уран, крезолы, метилметакрилат, полихлорированные бифинилы, 2-хлорфенол, 1,3-дихлорпропен, 1,2-дибром-3-хлорпропан, фенолы.
  • В-третьих, вывести из числа приоритетных показателей озон остаточный, заменив его на броматы обеззараживания.
  • В-четвертых, смягчить нормативные требования по трем приоритетным показателям качества питьевой воды в системах централизованного водоснабжения - увеличить в два раза регламентирующую величину по тяжелым металлам - кадмию и ртути до 0,002 и 0,001 мг/л соответственно, - увеличить в 5 раз регламентирующую величину по ПАВ анионактивным - до уровня 0,5 мг/л. Нормативы указанных тяжелых металлов скорректированы на основании современных представлений об отсутствии токсического действия кадмия, при концентрациях в питьевой воде , не превышающих 0,002 мг/л, а ртути - 0,001 мг/л.
  • И, наконец, в-пятых ужесточить нормативы по четырем приоритетным показателям:
    - норматив по цианидам понизить с 0,07 до 0,05 мг/л
    - норматив по аммиаку и аммонийному азоту понизить с 1,5 до 0,5 мг/л, оставив в скобках 1,5 как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
    - основным нормативом по сульфатам ввести уровень 250 мг/л , оставив в скобках 500 мг/л как временно допускаемое отступление от более жесткого норматива по согласованию с региональной администрацией и органами Роспотребнадзора
    - по показателю мутности воды, определяемой на выходе из водопроводных станций, оставить единую величину 1,5 ЕМФ, убрав обозначенную в скобках величину временного отклонения до уровня 3,5 ЕМФ.

Основанием для указанных корректировок проекта техрегламента является почти полное отсутствие ряда показателей в проанализированных зарубежных нормативных базах по безопасности питьевой воды, а так же сведений о случаях нарушения водопользования населения, обусловленных присутствием в воде этих веществ. При необходимости, перечисленные вещества могут контролироваться на региональном уровне, в зависимости от конкретных санитарных ситуаций с учетом местных особенностей формирования качества воды водоисточников и используемых технологий водоподготовки.