Емкости, предназначенные для хранения жидкостей в промышленных объемах, чаще всего представляют собой цилиндрический корпус со сферическими торцами со сливными патрубками. Как правило, такие резервуары имеют рассчитаны на подземное размещение и имеют колодец обслуживания, с горловиной, выходящей на поверхность земли.
К особому классу резервуаров относятся емкости для хранения горюче-смазочных материалов, к которым относятся бензин и дизельное топливо.
Эти вещества, являясь особо опасными легко воспламеняющимися, требуют особых условий хранения и перекачки. Этими требованиями обусловлены особенности резервуаров для их хранения.
Наиболее распространенный материал для изготовления топливных емкостей – стеклопластик. Он представляет собой стекловолокно, пропитанное полиэфирной смолой. Конструкции, выполненные из стеклопластика, удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к топливным емкостям.
Механическая прочность
Корпус емкости выполнен из трубы, изготовленной методом намотки и торцевых крышек, приформованных к трубе. Для дополнительной прочности конструкции в процессе изготовления на корпусе формируются ребра жесткости. Их расположение и количество зависит от толщины корпуса, глубине залегания изделия, его диаметра и объема. Для топливных емкостей используют резервуары повышенной прочности.
Герметичность
Сам стеклопластик обладает прекрасной герметичностью. Опасность разгерметизации могут представлять только швы, на месте стыков горловины колодца и торцевых крышек. Для герметизации этих элементов используются специальные пасты и смола. Все зазоры и швы заполняются связующим материалом таким образом, что места стыков образуют монолитную конструкцию. Каждый топливный резервуар тестируется на герметичность под давлением. Колодец обслуживания имеет фланцевые крышки на болтовых соединениях и специальную арматуру для заливки и откачки топлива.
Инертность к углеводородам
Топливо, являясь химически активной средой, взаимодействует с веществом корпуса емкости. Для минимизации этих взаимодействий используют специальные химически инертные смолы и стекломатериал. Для минимизации расходов, корпус можно делать двухслойным. Наружный слой обеспечивает конструкционную прочность, а внутренний, более тонкий, химическую защиту.
Изотермичность
В случае наземного размещения топливных резервуаров немаловажную роль играет теплопроводность корпуса емкости. Вязкость дизельного топлива значительно повышается при низких температурах. В этом случае, используют теплоизолирующие материалы в емкости для хранения дизельного топлива, располагаемые снаружи или между слоями корпуса. Внутри резервуара размещают нагревательные системы, обеспечивающие подходящий температурный режим.
Искро- и взрывозащита
Стеклопластик обладает прекрасными диэлектрическими свойствами. При использовании электрооборудования, материал корпуса надежно защищает от нежелательных токов. Все оборудование, предназначенное для перекачки топлива, имеет повышенный класс взрывозащиты и устойчивость к химическому воздействию топлива.
Кроме того, стеклопластик не подвержен коррозии, а ремонт поврежденных резервуаров не подразумевает сварочных работ. Все эти качества делают стеклопластиковые резервуары наиболее предпочтительными для хранения топлива.